Ростов Великий с XVIII века и до наших дней является центром эмальерного искусства в России.
Финифтью на Руси называют художественную эмаль. Единого мнения относительно происхождения слова ''Финифть'' не существует. Одни учёные считают, что оно происходит от греческого «фингитис» , что означает ''светлый, блестящий камень'', другие же полагают, что оно произошло от Византийского слова химипет, в свою очередь ведущего начало от греческого глагола, означающего ''лить, плавить''.
В настоящее время этот термин используется применительно к ростовскому художественному промыслу и присутствует в одноимённом названии фабрики: ''Ростовская финифть''.
Первооткрывателем техники был французский ювелир Жан Тутен. В 1632 году он первым раскрыл секрет эмалевых красок и тем самым расширил рамки использования художественной эмали. Эмаль – это стекловидная масса, которая в зависимости от добавляемых в неё окислов металлов окрашивается в различные цвета.
Сохранились сведения о существовании в этот период финифтяной мастерской при Ростовском архиерейском дворе и отдельных мастерах, работавших по заказам монастырей и церквей города. Основателем миниатюрной живописи-финифти по некоторым источникам является Митрополит Арсений Моцеевич. Финифтяные миниатюры украшали предметы церковного обихода и одеяния священников: митры, потиры, оклады Евангелий, напрестольные кресты.
С 1770-х г, в Ростове появились цеха, объединившие ремесленников по их специальностям. В числе прочих был организован цех иконописцев, куда входили мастера финифти. По разным источникам известны живописцы по финифти, жившие и работавшие в Ростове во второй половине XVIII – первой трети XIX вв.
После революции в 1917 наступили тяжёлые времена, но многие мастера своей преданностью к искусству смогли сохранить промысел. Объединившись, они вновь восстановили артель, которая после великой отечественной войны реорганизовалась в фабрику "Ростовская финифть". Это предприятие и по сей день бережно сохраняет традиции первых мастеров финифти.
Наряду с расписной эмалью на фабрике изготавливается перегородчатая финифть, которая украшает и подчеркивает скань, придавая изделиям законченность и яркость. Экспериментируя с разными техниками эмали, художники имеют возможность играть цветами и объемами. Следуя традициям, выработанным мастерами прошлых десятилетий, современные художники с успехом продолжают работать в цветочном, пейзажном, историческом, иконописном, портретном и других жанрах.
О технологии изготовления ростовской финифти можно рассказать лишь в общих чертах. Поскольку этот народный промысел — самое настоящее таинство, досконально известное только опытному мастеру. В целом процесс выглядит так:
- Лист меди режется на пластинки требуемой формы.
- Затем медь выбивают, делая будущее изделие выпуклым.
- После этого медную пластинку в несколько слоёв покрывают белой непрозрачной эмалью. Эмаль предварительно смешивается с водой в строго определённой пропорции.
- После этого оборотную сторону пластинки тоже покрывают эмалью, на этот раз достаточно одного слоя. Благодаря этому ходу пластинка не утратит своей формы.
- Затем будущее изделие поступает в печь на просушивание. Сушится оно при температуре от 700 до 800 градусов Цельсия. Именно благодаря этой процедуре эмаль и приобретает гладкую поверхность и блеск, характерный для готовой финифти. Основа для рисунка готова.
- Наступает пора покрыть лицевую часть пластинки огнеупорной краской и снова отправить пластинку на просушивание. Саму краску мастер должен выбрать предельно точно: при обжиге она изменит цвет. К тому же все краски имеют собственную температуру плавления, это тоже придётся учесть. Для создания многоцветных изделий картинка на эмали дорисовывается и обжигается вплоть до 7 раз.
- Последний этап – помещение пластинки в ювелирную оправу, если речь идёт об украшении.
Из финифти делают иконы, портреты, ювелирные украшения, её используют для украшения предметов самого различного назначения. Благородные насыщенные цвета, продуманная композиция и неповторимая индивидуальность ручной работы делают финифть узнаваемой во всем мире.
Бренд Ростовская финифть известен на весь мир и вот уже 95 лет фабрика «Ростовская финифть» сохраняет технологии и традиции этого яркого вида миниатюрной живописи.