В истории России есть много явлений, неизученных полностью до сих пор, но имеющих, тем не менее, ключевое значение для понимания этой истории, осознания экономических, политических и культурных особенностей нашей страны. Одним из таких явлений является старообрядчество или древлеправославие.
Старообрядчество — группа религиозных течений, объединённых русской православной традицией, не принявшая церковную реформу 17-го века патриарха Никона.
Стремясь стать главой всего православного мира честолюбивый московский патриарх Никон (1652–1666) инициировал богослужебную реформу по новогреческим образцам, которая заключалась в исправление книг и икон, изменение обрядности, введение регулярной церковной проповеди и т.д.. Целью преобразований была унификация богослужений Русской Церкви с Греческой Церковью.
Реформа касалась в основном обрядовых сторон, например, замены двуперстного крестного знамения на трёхперстное или смена направлений крёстного хода, а также исправлений текстов Священного писания и богослужебных книг, по сути, не меняющих общего смысла.
Реформу поддержали царь Алексей Михайлович и правящие круги Русской Православной церкви, так как это позволяло провозгласить Россию преемницей Византии и центром православия того времени.
13 мая 1667 года собор русских и восточных епископов наложил анафемы (проклятия) на тех, кто продолжал исполнять старые обряды и традиции. Так начался знаменитый «раскол» — одна из самых драматичных и ярких страниц истории России. И до 1905 года всех не согласных с реформой называли раскольниками.
Только на поместном соборе 1971 года официальная церковь сняла проклятия со старообрядцев. Тем не менее, раскол в русском православии не преодолён до сих пор.
Радикальные нововведения Никона сразу оттолкнули от него многих верующих. Причем среди верующих, не принявших реформу, были представители всех слоев населения, включая и аристократию, и священнослужителей.
Отказавшиеся от исполнения новых обрядов жестоко преследовались и подвергались гонениям.
Казни старообрядцев приобрели массовый характер. С 1668 по 1676 год продолжалась осада воспротивившегося церковной реформе Соловецкого монастыря, по взятию которого, все монахи были преданы жестоким казням.
Глава старообрядцев Аввакум с тремя единомышленниками был заточен в подземной тюрьме города Пустозерска, где 14 апреля 1682 года они были сожжены в земляном срубе. Летом того же года в Москве состоялось старообрядческое восстание, поддержанное стрельцами, во главе с Никитой Пустосвятом. Затем с 1682 года начались стрелецкие бунты, в которых раскольники играли немаловажную роль. Все выступления были жестоко подавлены.
Во времена правления царевны Софьи и царя Петра I, гонения на старообрядцев продолжались с возрастающей силой. В 1685 году был принят указ, осуждающий на сожжение в срубе за старообрядческую агитацию. А также более «мягкие» наказания: кнут, ссылка, штраф за тайное исповедание старообрядчества и укрывательство раскольников.
Ответной реакцией были массовые побеги несогласных на территории, слабо контролируемые царскими и духовными властями – Поволжье, Поморье, Предуралье, Урал и даже Сибирь. В глухих местах раскольники основали крупные и мелкие поселения – скиты, где продолжали следовать старой вере и старому укладу жизни, переписывать от руки оригинальные церковные тексты.
Старообрядчество имело много разновидностей и течений, их описанию можно посвятить отдельную статью или даже книгу. Но это не является целью данной статьи.
Царские войска в сопровождении священников-никонианцев преследовали убежавших, насильно обращали в новую веру, сжигали поселения и старые книги. В ответ произошло множество массовых самоубийств людей. Наиболее распространённой формой протеста стали самосожжения, так называемые гари или огненные корабли. Только до 1690 года эти акции унёсли жизни около 20 тысяч человек. Позже прибрели распространение такие акции, как самоудушение в подвалах и замозакапывание в могилах и пещерах. Считалось, что такое действие является жертвой Христу и не несет религиозных последствий самоубийства.
Репрессивные меры властей вынуждали беглецов осваивать новые земли, навыки и ремесла. Суровые условия заставляли проявлять изобретательность, находчивость и инициативность.
Среди раскольников было большое количество иконописцев. Именно они положили основу новым направлениям церковной, а впоследствии и бытовой росписи. По наиболее распространенной версии, уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само рождение промысла Хохломы приписывалось старообрядцам в конце XVII в.
Существует легенда о возникновении хохломской росписи:
"Недовольный церковными нововведениями, иконописец Андрей Лоскут бежал он из Москвы и стал в глуши приволжских лесов писать иконы по старому образцу и расписывать деревянные поделки. Патриарх Никон отправил за непокорным иконописцем солдат. Но Андрей отказался подчиниться и сжёг себя в избе, только яркие искры взметнулись в небо. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски Хохломы."
Одним из духовных центров старообрядчества в Поволжье стал город Керженец, а также расположенное вблизи село Городец. Вокруг по рекам вырастают монастыри и широко распространяются скитские поселения. Они становятся центрами культуры и ремесел. Богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начали развиваться деревообрабатывающие промыслы. Мастера изготавливали сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёную мебель и корзины, сита и решёта, а также яркие городецкие донца прялок. Возникновение расписных донец датируют серединой XIX в. Резчики начали окрашивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву.
В XVIII в. иконописное ремесло сокращается и сосредотачивается в 3-х больших селах Владимирской губернии: Палехе, Холуе и Мстере. Здесь иконописание стало основным занятием населения, большую часть которого составляли староверы. Именно благодаря им были сохранены древние стили иконописи на Руси. В середине XIX в этих областях писалось до 2 млн. икон в год.
После революции 1917 года иконописный промысел практически прекратил своё существование. Мастерам пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. В Палехе создали новый стиль миниатюрного письма, во многом унаследовавший приемы иконописи. В декабре 1924 года в Палехе была организована "Артель древней живописи" по росписи изделий из папье-маше. Бывшие иконописцы не отказались от привычной для них техники письма яичными красками и растворёным золотом и сохранили характерную для иконописи условность форм. Искусство лаковой миниатюры принесло Палеху мировую славу.
Еще одним оплотом раскольников, в силу удаленности от центра, был Урал. На заводах Урала, которые Петр Великий поручил тульскому мастеру Никите Демидову, тайному староверу, в начале XVIII в. основной контингент рабочих опять-таки составляли староверы. Один из крупнейших центров старообрядчества находился в Олонецком крае, жители которого издавна занимались добычей и переработкой местных руд. В условиях постоянного дефицита рабочей силы сотрудничество с умелыми и дисциплинированными работниками, какими в своей массе являлись старообрядцы, было заводчику чрезвычайно выгодно. Дело Никиты Демидова продолжил и расширил его сын Акинфий, а затем внук Никита и правнук Николай, знаменитый промышленник и политический деятель России.
Акинфий построил семнадцать железных и медеплавильных предприятий на Урале, однако, главным своим делом он считал Нижнетагильский завод, оборудование которого соответствовало лучшим русским и западноевропейским образцам. Это предприятие существует с 1725 г. и по сей день.
Благодаря развитию металлообрабатывающей промышленности в этом регионе в 1746 году зародился промысел по изготовлению и росписи металлических подносов. В статье, посвященной русской кухне, мы рассказывали о ее новом витке развития в это время. Спрос на красивую посуду и столовые аксессуары был в то время огромный.
Считается, что Тагильский промысел изготовления и росписи металлических подносов, возникший более 250 лет назад в среде старообрядцев — это предшественник Жостовского промысла. В первой половине XIX столетия промысел бурно развивался, что в значительной степени связывают с деятельностью школы живописи (1806-1820 гг.), специально учреждённой владельцем тагильских заводов Николаем Никитичем Демидовым.
Исследования подтверждают безусловную связь семьи Демидовых со старообрядчеством. История становления уральского хозяйства Демидовых — это и история распространения на Урале старообрядчества.
Несмотря на репрессивные меры со стороны правительства, а может и благодаря им, в 19 веке почти треть населения России придерживалась старообрядческих традиций. В экономике важную роль стало играть старообрядческое купечество, ставшее опорой развития предпринимательства и экономики. Это было обосновано старообрядческими традициями — запрет на курение и алкоголь, верность данному слову, трудолюбие.
Князь Щербатов напишет во второй половине XVIII века: «… эта ересь (старообрядчество) так распространилась, что нет почти ни города, ни знатного селения, где бы кого из раскольников не было, а есть и целые города, как Каргополь, Олонец, Нижний Новгород и многие другие, которые этим ядом заражены». Даже Москва оставалась довольно важным центром староверия, несмотря на все гонения.
Развитие влияния староверов на экономику, политику и культуру России, вынудила власти идти послабление гонений на эту уже значительную часть общества.
Царь Петр III специальным указом оговорит, что «им в отправлении закона по их обыкновению и старопечатным книгам возбранения не будет». Елизавета Петровна продолжила эту политику, а Екатерина II, в продолжение указа Петра III, предоставила раскольникам 70 тысяч десятин лучшей заволжской земли, освободив от податей и работ на шесть лет. Она не только продолжила политику веротерпимости Петра III, но фактически уравняла раскольников в правах с другими подданными империи. Впервые в русской истории Екатерина запретит употреблять даже сам термин «раскольники». Как по волшебству гонимые религиозные фанатики, ведущие довольно замкнутый образ жизни, становятся ведущей силой капиталистической модернизации России.
В ближайшем Подмосковье в конце XVIII в. возникают экономический центр по изготовлению керамической посуды — Гжель. Здешние места всегда были богаты глиной, поэтому и основным занятием жителей было гончарное ремесло. Говоря «Гжель», чаще всего имеют в виду не только саму деревню с таким названием, а скопление расположенных по соседству населенных пунктов. Этот регион — родина крупнейших заводчиков Кузнецовых, прославивших российский фарфор на весь мир. Именно в старообрядческом Гжельском селе Ново-Харитоново в первой половине XIX века открыл свое первое предприятие местный удельный крестьянин Яков Васильевич Кузнецов. Его дело продолжили сыновья – Терентий и Анисим, а их потомки расширили до масштабов фарфорово-фаянсовой монополии России.
С тех пор искусство Гжельской росписи стало символом и своеобразной визитной карточкой России.
Рассказывая о знаменитых промышленниках и меценатах того времени, нельзя обойти вниманием династию Морозовых, основавших крупнейшие в России и Европе ткацкие производства в Московской, Владимирской и Тверской губерниях. Основатель династии Савва Тимофеевич Морозов стал крупнейшим промышленником России, меценатом и покровителем Московского университета, Московского Художественного театра.
Кроме Кузнецовых и Морозовых можно назвать такие известные фамилии старобрядцев, как Третьяковы, Рябушинские, Гучковы, Похоровы и многие другие.
Итак, парадоксальным образом старообрядчество, тяготеющее к старине, клеймившее «новизну» как происки Антихриста, оказалось прогрессивной альтернативой официально признанной русской жизни. Преклонение перед начальством, безынициативность, рабская покорность, лень и пьянство были абсолютно неприемлемы для старообрядцев. К концу XIX в. сформировалась невидимая alter ego России видимой, которая жила по табелю о рангах и связывала успех лишь с верной службой государю и господину. В этой среде проповедуется ценность личности, независимо от должности и пола. По мнению учителей староверия, личность должна быть не созерцательной, а деятельной, активной, напористой.
В заключение статьи можно уверенно утверждать, что возникновение и развитие многих уникальных художественных промыслов в России, которые впоследствии составили культурную сокровищницу нации, обязано старообрядчеству, характерным чертам и особенностям его последователей.
Литература:
Кожурин К. Культура русского старообрядчества XVII – XX вв.
Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения XVII века.
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. Рассказы о народном искусстве.
Рудаков С.В. Общества и согласия городецких старообрядцев. Начало XX и XXI веков.
Родионов А.А. Питирим и Нижегородское старообрядчество.